СмолАвто.рф » Информация » Все нюансы о тонировке

Все нюансы о тонировке


С приходом лета увеличивается число рейдов ГАИ по выявлению неправильной тонировки. По всей стране инспекторы ловят нарушителей норм по затемнению передних боковых и лобового стёкол. Согласно ПДД не имеет значения, что именно водитель сделал со стёклами — наклеил на них плёнку, повесил съёмные шторки или купил машину со слишком сильным заводским затемнением, которое часто встречается на моделях, например, для корейского рынка. Закон позволяет привлечь к ответственности за это нарушение сразу по двум статьям КоАП. Вместе с юристом разбираемся с нюансами наказания за чрезмерную тонировку.

Как можно и нельзя тонировать автомобиль

Много лет в России действуют одни и те же правила тонировки автомобильных стёкол. Впервые они появились в конце 1980-х, а чуть позже были прописаны в Техническом регламенте и актуальных ПДД.

Согласно нормам, светопропускаемость передних боковых и лобового стёкол не должна превышать 70% (в случае бронирования — 60%). То есть допускается затемнение на 30%. Заднюю полусферу можно тонировать без ограничений. На ветровом стекле также разрешено размещать светозащитную полосу шириной до 14 см для легковых автомобилей, либо до верхней границы зоны очистки ветрового стекла у грузовиков и автобусов.

Все остальные виды затемнения передних боковых и лобового стекла считаются незаконными. В эту категорию попадают тонировочные плёнки с затемнением более чем на 30%, съёмные шторки, зеркальные плёнки и любые другие предметы, которые ограничивают обзор с места водителя.

Стандартный штраф за тонировку

Проверяя степень тонировки инспекторы используют специальный прибор (тауметр) для оценки светопропускаемости стекла. Эта процедура регламенти­руется ГОСТ 27902-88, в котором указывается ряд условий для проведения испытания. Если кратко, то делать замеры можно, по сути, только летом. Ну а если прибор покажет, что стёкла затемнены чрезмерно, то на месте оформляется протокол.

За нарушение правил тонировки предусмотрен штраф в размере 500 рублей по пункту 3.1 статьи 12.5 КоАП. В течение 20 суток его можно оплатить со скидкой в 50%. Но вместе со штрафом нарушителю выдаётся требование избавиться от неправильной тонировки. Сроки устранения прописываются в протоколе и обычно составляют 10 дней. Инспекторы могут попросить снять тонировку и на месте. Но согласно официальному ответу ГИБДД на депутатский запрос в 2023 году, инспекторы должны выделять на удаление плёнки не менее суток.

Если водитель не выполняет требование, его действия подпадают под статью о неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции. За это водителю грозит или крупный штраф, или арест. По закону, инспекторы вправе выписать протокол на сумму от 2 до 4 тысяч рублей либо назначить административный арест на срок до 15 суток по ч. 1 ст. 19.3 КоАП.

Штраф за тонировку без замеров

Другой способ наказать нарушителей правил тонировки — выписать штраф за управление автомобилем с неисправностью, при которой эксплуатация транспортного средства запрещена, то есть по пункту 1 статьи 12.5 КоАП. Список таких неисправностей включает в себя в том числе установку дополнительных предметов, ограничивающих обзорность (пункт 4.2). При этом измерение степени светопропускаемости в этом случае не требуется. Инспектор ГИБДД на глаз определяет, что обзору с места водителя что-то мешает, и выписывает штраф. Этим пунктом инспекторы пользуются в случаях, когда на окнах установлены съёмные шторки, занавески и другие предметы. Но и за простую плёнку по этой статье без замеров наказать могут.

«Да, на практике используются два варианта действий сотрудника ГАИ. Если есть чем замерить светопропускаемость, то сотрудник применяет ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ за тонировку. Если же замерить нечем, но при этом инспектор видит, что на передних стёклах имеется тонирующая плёнка, он ссылается на ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ — применение приборов и приспособлений, препятствующих обзору с места водителя», — подтвердил в беседе с Журналом Авто.ру ведущий юрисконсульт Европейской юридической службы Орест Мацала.

По статье 12.5.1 наказание составляет 500 рублей, его также можно уменьшить вдвое в первые 20 дней действия скидки. Помимо штрафа, инспектор может применить запрет на эксплуатацию автомобиля до устранения неисправности, то есть до снятия плёнки на машине ездить нельзя. На выполнение требования у собственника есть 10 дней. Если плёнку или шторку снимают на месте, то предписание не выписывают. Если же после получения предписания не удалить тонировку, водителю также грозит до 15 суток ареста за неподчинение требованию сотрудника полиции.

«Инспектор в силу Закона о полиции может требовать от граждан прекращения противоправного поведения. Следовательно, требование об удалении плёнки он может предъявить как по одной, так и по другой статье, юридических препятствий не вижу. Но основная масса прецедентов — именно по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ. По ч. 1 этой статьи довольно мало прецедентов и они старые. Но юридически это тоже возможно», — уточняет юрист.

Что делать с заводской тонировкой

После введения санкций и развития в России схем ввоза автомобилей по параллельному импорту в стране появились машины с заводским затемнением передних боковых стёкол. Такие машины приезжают, например, из Южной Кореи, где подобная тонировка не запрещена. Более лояльные относительно российских нормы действуют и в некоторых других регионах мира, например, в южных штатах США.

Автомобилистам, которые планируют купить подобный автомобиль, стоит заранее подумать, как быть с тонировкой. Ведь снять её не получится — придётся менять сами стёкла. Инспекторы ГАИ поблажек делать не будут — нарушителям могут выписать штраф по любому из двух пунктов статьи 12.5: как с замерами светопропускаемости, так и без них. В первом случае у водителя ещё будет 10 дней на устранение «неисправности», тогда как во втором потребовать убрать тонировку могут на месте под угрозой задержания автомобиля.

«Практика штрафов за тонировку по двум пунктам статьи 12.5 КоАП существует на уровне Верховного суда РФ. И это не одно или два выбивающихся решения, а, можно сказать, системный подход. Избежать ответственности не получится, если инспектор ГАИ не совершит каких-либо иных процессуальных нарушений. Можно предположить, что если у инспектора имеется специальное техническое устройство, позволяющее сделать замер, то он должен его сделать, однако я не нахожу прецедентов, где суд отменил бы решение на том лишь основании, что замер не произведён при наличии такой возможности», — комментирует юрист Орест Мацала.

Будут ли смягчать нормы тонировки

Очередное предложение смягчить требования к тонировке автомобилей в России поступило в Госдуму в мае этого года. Согласно предложению, разрешённую норму светопропускания предлагается снизить до 35%. То есть депутаты хотят разрешить водителям тонировать передние боковые стёкла машин с затемнением в 65%. При этом стандарты по лобовому стеклу, которое вообще нельзя затемнять, останутся прежними.

Сейчас законопроект разослан по регионам. Первое чтение может состояться до летних каникул Госдумы, которые пройдут в июне-июле. Авторы инициативы считают, что тонировка не только полезна для здоровья, но и защищает водителей от лишнего стресса и особенно актуальна в южных регионах. Однако опрошенные Журналом Авто.ру медики не подтвердили необходимость дополнительной защиты от солнца.

Екатерина Демишева

по материалам портала Авто.ру
11.06.24
8
0
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Вернуться назад
Комментарии (0)
  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив