СмолАвто.рф » Информация » О нюансах замены двигателя

О нюансах замены двигателя



Замена двигателя: какой можно поставить и как всё правильно оформить


Зачем менять двигатель

Если говорить коротко, то объективных причин всего две: либо прошлый мотор настолько плох, что спасать его уже бесполезно, либо так хочется новый, что трудно устоять.

Взамен сломавшегося, который дорого ремонтировать. Бывает, что мотор настолько изношен или настолько сильно повреждён, что каждый новый ремонт становится лишь временной отсрочкой перед неизбежным списанием агрегата в утиль. И лучше сменить двигатель одним махом, чем пытаться продлить жизнь умирающему.

Тюнинг-проект. Владелец хочет сделать свой автомобиль мощнее и быстрее, а потенциал увеличения отдачи агрегата за счёт пере­программи­рования блока управления (чип-тюнинга) или установки в мотор усиленных деталей ему кажется недо­статочным. Тогда и приходится выбирать новый силовой агрегат вместо штатного.

Можно ли вообще поменять двигатель в машине

Этот вопрос возникает потому, что двигатель — это номерная деталь, как и кузов. Каждый двигатель имеет уникальный иденти­фикатор, который наносится на его самую главную часть – блок цилиндров. В случае с кузовом выбитый на нём VIN накладывает серьёзные ограни­чения на действия по ремонту и заменам — об этом мы уже писали.

Однако ни в одном документе, регламентирующем жизнь авто­владельца, нет запрета на замену мотора. Как и любой другой механизм, в процессе работы двигатель изнаши­вается и рано или поздно приходит в негодность. И отре­монтировать его удаётся не всегда — так что необхо­димость в новом вполне может возникнуть раньше, чем «умрёт» весь автомобиль.

Как и в случае с более простыми деталями, всегда есть выбор: поставить оригинальный агрегат, менее дорогой «аналог» или, наоборот, более продвинутый вариант. В зави­симости от того, что выберет авто­владелец, будет зависеть и длина пути, который ему придётся проделать, чтобы начать пере­двигаться на машине с новым мотором легально.

Сейчас двигатель в России уже не является так называемым «учётным реквизитом», однако в ряде случаев его замену всё-таки придётся пере­оформлять. Согласно п. 2 статьи 11 закона «О реги­страции транспортных средств», мощность мотора и его экологиче­ский класс, а также снаряжённая и полная масса машины являются регистраци­онными данными. Поэтому если двигатель авто­мобиля заменён на идентичный, того же произво­дителя и той же модели, то перереги­страция может и не понадобиться. Неважно, новый он или б/у (бывший в употреблении) — ведь эти данные останутся прежними.

Но во всех остальных случаях нужно будет менять документы на машину. Например, у нового мотора со старым совпадут экологиче­ский класс и даже мощность, но будет отличаться рабочий объём. В этом случае скорее всего будет и разной масса обоих агрегатов, а значит, замена повлияет и на снаряжённую массу машины.

Какой двигатель можно поставить на автомобиль

Если владелец решил заменить мотор, у него будет четыре разумных сценария покупки, каждый со своими минусами и плюсами.

Купить такой же двигатель, но новый. Это несложно сделать, если модель автомобиля относи­тельно свежая и популярная. Новые моторы в сборе, например, для моделей ВАЗ, ГАЗ, Renault или даже Mercеdes-Benz можно купить сразу или под заказ.

Их совместимость, характеристики, а также заводские коды указаны в сопро­водитель­ных документах. У этого сценария главный и едва ли не един­ственный минус — цена. Стоимость такого агрегата может доходить до многих сотен тысяч рублей и часто сравнима с ценой самого автомобиля на вторичном рынке.

Купить такой же двигатель, но с пробегом. Этот вариант будет дешевле покупки нового мотора, но его происхож­дение может быть тёмным. Большин­ство так называемых «контрактных» моторов — это агрегаты, которые сняли с разбитого или списанного авто­мобиля в Европе, США или Японии и Корее, после чего отправили на продажу. Проследить историю такого мотора совсем нелегко, и в ней могут быть не слишком оптими­стичные страницы, связанные с серьёзными ДТП или угоном автомобиля-донора.

Чтобы избежать таких вариантов, б/у мотор не нужно покупать «у знакомых» или в мелких неизвестных компаниях. Если приобретаете его в интернете на маркет­плейсе, изучите, какая компания выступает конечным поставщиком.

Признаки добропорядочного продавца — копия контракта и таможенная декларация на мотор, договор купли-продажи с покупателем, кассовый чек и гарантия на покупку. Такой продавец обычно не ленится частично разобрать мотор, заменить в нём расходники, сделать диагно­стику — проверить компрессию и заглянуть в цилиндры эндоскопом.

Покупать контрактный мотор лучше только в комплекте с родным блоком управления и жгутом проводов, чтобы потом без проблем «поженить» его с остальным автомобилем. Совместимость — больное место многих «контрактников». У некоторых японских и европейских производи­телей может быть множество версий одного и того же двигателя, и нужно знать их особен­ности в мелочах. Иначе возникнет ситуация, когда купленный мотор «вроде тот», но установить его всё-таки не получается. Например, не совпадают посадочные места или на нём не оказы­вается датчика, который нужен оригинальному блоку управления.

Но даже если мотор тот самый, а продавец надёжный, всегда есть риск получить бракованный товар. Вы же покупаете б/у мотор от автомобиля, который мог серьёзно пострадать или сам до этого пробежать очень много километров. А значит, и двигатель может иметь малозаметные повреждения, вроде микротрещин в блоке, картере, клапанных крышках. Которые дадут о себе знать, как это обычно бывает, в самый неподходящий момент. Или какие-то его компоненты очень скоро потребуют ремонта.

Купить новый или контрактный — того же производителя, но с другими характеристиками. Предположим, что ваш Solaris с завода был оснащён мотором 1.4, но вы хотите поставить на него двигатель 1.6 — той же модели, что ставит (или ставил в прошлом) на Solaris и сам Hyundai. Такая замена возможна как с технической, так и с правовой точки зрения. Хотя многие инспектора ГАИ всё-таки считают такую процедуру изменением заводской конструкции и требуют предваритель­ной технической экспертизы.

Купить более (или менее) мощный мотор от другой модели. Выбор, на который вряд ли решится человек без инженерного образования и опыта преодоления бюрократи­ческих препон. Во-первых, этот сценарий предполагает серьёзное вмеша­тельство в конструкцию машины. В ней заложен определённый баланс, чтобы серийный авто­мобиль оставался безопасным и надёжным. Мотор непредусмотренных мощности, массы и геометрии этот баланс может нарушить.

Кроме того, необходимо будет получить одобрение сертифи­цирующих органов на эксплуатацию автомобиля с изменённой конструкцией. И лишь с таким одобрением машину можно будет поставить на учёт.

Где можно установить новый двигатель

Кажется, что заменить двигатель можно в любом сервисном центре или мастерской, где есть подходящее для этого оборудо­вание и мастер, который умеет это делать. Но идти по этому пути не стоит — особенно если вы хотите поставить мотор, отличающийся по каким-либо характеристикам от штатного.

Подобную операцию должен производить только сервис, у которого есть серти­фикат соответ­ствия, подтверж­дающий право на пере­оборудование ТС. И при оформ­лении договора на замену обязательно попросите в сервисе копию этого сертификата.

При покупке контрактного мотора хорошим ходом будет сразу искать компанию, которая не только постав­ляет силовые агрегаты, но и занимается их установкой. В этом случае можно немного сэкономить на общей логистике, а главное — будет проще разбираться, если мотор окажется подобран неправильно, его не удастся установить или с ним возникнут проблемы вскоре после первого запуска. Солидные фирмы всегда дают от нескольких недель до нескольких месяцев на гарантийный ремонт выявленных неисправностей.

Как зарегистрировать машину с новым двигателем

Однако заменить мотор — это только половина дела. Вторая половина — его легали­зация. Раньше это было сделать сложно: при любой замене двигателя требовалось предоставлять все подтверж­дающие документы на силовой агрегат и пройти одобрение изменений в конструкцию, и лишь потом перереги­стрировать автомобиль. Но сегодня процедура упростилась. Актуальные правила основаны на принятом в 2018 году федеральном законе «О реги­страции транспортных средств».

Там в пункте 52 сказано прямо: если замена мотора не связана с внесением изменений в конструкцию, то инспектор ГАИ должен просто осмотреть машину, включая двигатель, и занести его данные в регистраци­онный реестр. Другими словами — если на машину установили новый или подер­жанный мотор, полностью идентичный заменя­емому, это не считается измене­нием конструкции. Поэтому не надо проходить допол­нитель­ную серти­фикацию и предо­ставлять документы о ней в ГАИ. И даже пере­регистрация машины не нужна.

Более того, по современным правилам процедуру регистрации замены двигателя на идентичный вообще можно отложить до момента продажи машины и совместить её с оформле­нием смены владельца автомобиля в ГАИ. Покупатель тоже не должен столкнуться с проблемами: при пере­регистрации он подаст инспектору обычный для таких случаев комплект документов: заявление на регистрацию, ОСАГО, СТС, ПТС, договор купли-продажи, свой паспорт и ВУ.

Инспектор осмотрит автомобиль и просто внесёт номер нового мотора в электронный реестр, выдав новому владельцу новое СТС и ПТС с пометками о смене мотора и его новом номере. Впрочем, лучше всё-таки не рисковать и оформить всё заранее — потому что пока ещё случаются истории, когда в ГАИ «на местах» относятся к таким машинам с излишней подозрительностью.

Пункт 6 статьи 15 закона «О регистрации транспортных средств» запрещает требовать что-то ещё, помимо пере­численных документов. Тем не менее, инспектор вполне может попросить у вас копию таможенной декларации на контрактный мотор, которая подтвердит, что он ввезён в страну легально. Как мы писали чуть выше, её вам должен выдать любой добро­совестный продавец.

Также инспектор вправе проверить, не числится ли новый мотор на вашем автомобиле в розыске. И тут для защиты себя как добро­порядочного приобрета­теля пригодятся полно­весный договор купли-продажи на агрегат и кассовый чек.

Как зарегистрировать машину с нестандартным мотором

Если автовладелец заранее знает, что хотя бы одна характери­стика нового двигателя не совпадёт с параметром штатного агрегата, он должен быть готов к длинной бюрократи­ческой процедуре, начать которую придётся задолго до того, как мотор будет установлен под капот.

Сначала нужно обратиться к экспертом за предвари­тельной оценкой, чтобы выяснить: можно ли в принципе «поженить» вашу машину с выбранным мотором? Например, такие услуги предо­ставляет Центр технической экспертизы ФГУП «НАМИ». В каждом регионе есть свои организации, которые должны получить аккреди­тацию на проведение подобных экспертиз и соответствующее свидетельство. Их список висит на сайте Федеральной службы по аккредитации, а также на сайте Евразийского экономического союза.

Автовладелец должен будет предоставить заявление, свой паспорт, СТС и ПТС, подтверждение собствен­ности на новый мотор, общее техническое описание авто­мобиля с указанием, какие изменения хочется внести. Если есть техническая документация (чертежи, расчёты), на основе которой планируется осуще­ствлять работы по замене, её тоже можно предоставить, но это не обязательно.

На основе всех документов комиссия экспертов может выдать отказ, если посчитает, что желаемый мотор невозможно поставить. Второй вариант: специ­алисты признают, что переделка не является измене­нием конструкции, напишут соответ­ствующее заключение и выдадут заявителю рекомендации, как поступать дальше.

Третий вариант: эксперты решат, что мотор поставить реально, но изначальная конструкция из-за этого изменится. Тогда вместе с заключе­нием выдадут список требований, а также работ, выпол­нение которых сделает новую конструкцию машины безопасной. Кроме того, владельца могут обязать получить серти­фикат соответ­ствия на двигатель. Его выдаст та же экспертная организация, если подать заявление на эту услугу.

В отдельном документе эксперты расскажут, сотрудники какой квали­фикации потребуются для пере­численных работ. Там же будут сформули­рованы доработки, которые разрешат сделать владельцу само­стоятельно. Такое заключение с 1 декабря 2020 года попадает в единый реестр, где привязы­вается к VIN автомобиля.

Дальше счастливому владельцу необходимо получить формальное разрешение на изменение конструкции, это бесплатно. Запрос на него можно подать через Госуслуги в любое терри­ториаль­ное подраз­деление ГАИ. В допол­нение к заявлению понадобятся паспорт, ПТС, СТС и предвари­тельное заключение экспертов.

ГАИ выносит решение по такому заявлению в течение трёх дней, а возможный отказ должен быть мотивирован. В случае положитель­ного ответа нужно будет ехать в сервис. Важно помнить, что сервис должен иметь серти­фикат, который подтвердит, что мотор меняли специ­алисты с той квалификацией, которую рекомендовали технические эксперты.

Завершив работу, сертифициро­ванный сервис должен выдать, помимо акта выпол­ненных работ, заявление-декларацию. В нём будут указаны изменения, внесённые в конструкцию машины. Они должны совпадать с тем, что пред­писывало предваритель­ное заключение экспертов. На те работы, которые владельцу разрешили выполнить само­стоятельно, он сам составляет аналогичную декларацию. Форма декларации есть в приложении к межгосудар­ственному стандарту о порядке оценки изменений в конструкции ТС.

Затем с заявлениями-декларациями владелец возвраща­ется в ту же организацию, что проводила предвари­тельную экспертизу, или выбирает другую. Доставить туда машину можно только на эвакуаторе – эксплуатация автомо­биля, чьё реальное техническое состояние не соответ­ствует прежним регистраци­онным данным, ещё запрещена. И так будет до получения новых регистраци­онных документов.

Теперь эксперты проведут техническую иденти­фикацию автомобиля и экспертизу его конструкции, сделают заключение о безопас­ности. По итогам всех исследо­ваний владелец получит протокол технической экспертизы. Если все работы выполнены правильно, эксперты укажут, что внесенные изменения соответ­ствуют действу­ющему техрег­ламенту. Если нет, предложат список доработок, после которых нужна будет повторная проверка.

С протоколом и декларациями о внесенных измене­ниях владелец отправ­ляется на пункт технического осмотра, где после проведения этой процедуры ему выдадут диагно­стиче­скую карту. При этом оператор обязан принять во внимание все внесённые в конструкцию изменения, если они подтверждены документами.

Дальше остаётся последний шаг — перереги­страция в ГАИ. Для этого обязательно понадобится машина, поскольку инспектору будет необходимо её осмотреть. К ПТС и СТС, паспорту и квитанции об оплате госпошлины так же нужно приложить ещё несколько бумаг:

- предварительное заключение техэкспертизы,

- протокол финальной техэкспертизы,

- сертификат соответствия на мотор, если он есть,

- заявление-декларацию сервисного центра и копию его сертификации,

- новую диагностическую карту.

После изучения всех документов инспектор проверит, насколько соответствуют реальные изменения предписанным. И наконец-то выдаст новые ПТС и СТС.

Как ездить и обслуживать автомобиль с новым мотором

Никаких отличий с обычным автомобилем тут нет. Как и в случае со штатным мотором, при обслуживании нужно придер­живаться реко­мендаций произво­дителя двигателя в отношении топлива, использу­емого класса качества моторного масла и частоты техниче­ского обслужи­вания. Если установ­ленный двигатель мощнее прежнего, стоит внимательно следить за его темпера­турным режимом — под капотом вашего автомобиля ему может быть жарко.

А в случае с совершенно новым мотором не лишним будет соблюсти правила обкатки, хотя многие авто произво­дители сегодня пишут, что она не требуется. Первые 2000–3000 км лучше ездить так, чтобы стрелка тахометра не поднималась выше 3000 об./мин, а скорость не достигала близких к макси­мальным значений. Разгоняться нужно плавно — никаких кикдаунов или резких пере­ключений ступеней в «механике». И первое время нужно забыть о буксировках и форсиро­вании бездорожья. Тогда ваш новый двигатель проездит долго.

Итак, совсем коротко

– Если замените старый мотор на точно такой же — неважно, новый или б/у — не нужно даже проходить перерегистрацию в ГИБДД. Замену разрешает закон «О регистрации транспортных средств».

– Когда мотор хотя бы по какому-то параметру отличается от штатного, потребуется получить предварительный вердикт технических экспертов — о том, что такая замена технически выполнима и безопасна.

– С этим разрешением запрашивается формальное разрешение ГИБДД на изменение конструкции.

– Затем с вердиктом экспертов и их предписаниями о необходимых работах можно отправляться в сертифицированный сервисный центр. Там поставят мотор, сделают сопутствующие работы и выдадут на них декларацию.

– С этой декларацией владелец проходит техосмотр и получает окончательное заключение экспертов о том, что машина безопасна, а все работы выполнены в соответствии с предписанием.

– С документами всех экспертиз и выполненных работ можно отправляться в ГИБДД на перерегистрацию.



Зачем нужен номер двигателя


Сейчас при постановке машины на учёт инспекторы ГИБДД не обязаны сверять номер двигателя. Пункт 19 Правил государственной регистрации ТС говорит только о сверке VIN и проверке соответствия конструкции автомобиля предоставленным документам. Если силовой агрегат вашей машины никогда не демонтировался, проверять маркировку, скорее всего, не станут.

В СТС номер двигателя сейчас не вносят, а вот в ПТС он всё ещё фигурирует. Но с распространением электронных паспортов транспортных средств эти данные будут ещё реже попадаться вам на глаза.

Возникает вопрос: а зачем тогда вообще двигателю сегодня нужен индивидуальный номер, если остальные агрегаты в большинстве случаев обходятся без него? Основных назначений маркировки два.

- Сервисное обслуживание. В номере двигателя может быть зашифрована информация по нему. У моторов тоже бывают версии и различия в комплектации, которые можно идентифицировать по набору символов на блоке цилиндров. Так номер помогает не только определить, например, паспортную мощность агрегата, но и подобрать запасные части, которые точно ему подойдут.

- Идентификация. Индивидуальный номер позволяет отследить «жизненный путь» мотора. При первой регистрации автомобиля в базы ГИБДД попадают и VIN, и номер двигателя, так что технически они оказываются связанными. Это становится особо ценно в случае кражи автомобиля. Когда владелец подаёт заявление об угоне, то помимо «особых примет» в розыскные базы попадёт и номер двигателя.

Часто угнанный транспорт разбирают на запчасти, и тогда мотор рано или поздно «всплывёт» при регистрации автомобиля, на который его установят. Если сотрудник ГИБДД заметит следы демонтажа силового агрегата или просто на всякий случай сверит его номер с документами, то в итоге он обязательно «пробьёт» мотор на предмет нахождения в розыске.

Бывают и обратные случаи: машину угоняют для перепродажи, изменяют её основную маркировку (VIN), а вот номер двигателя оставляют нетронутым. Эксперты могут обнаружить, что VIN поддельный, но узнать, каким он был изначально, уже не получится. Зато по номеру мотора автомобиль всё-таки можно идентифицировать и в итоге вернуть законному владельцу.

Почему важно сохранять номер на двигателе

Раньше ответ на этот вопрос был максимально простым: потому что его контролировали. Любой инспектор ГИБДД мог прямо на дороге сверить номер, выбитый на агрегате, с тем, что указан в техпаспорте. Но в Приказе № 950 от 21 декабря 2019 года «Об утверждении Админи­стративного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» привычный термин «номерной агрегат» уже не фигурирует. Зато есть понятие «основные компоненты транспортного средства», к которым относятся только кузов, кабина и рама. Нет номера и в списке обязательных регистрационных данных транспортного средства. Так что формально двигатель можно отнести к обычным запчастям.

Однако, несмотря на «понижение» статуса ДВС, любое вмешательство в его маркировку по-прежнему карается законом. Причём за такие действия грозит даже не административная, а уголовная ответственность по статье 326 УК РФ. Подделка или уничтожение иденти­фикаци­онного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделка государ­ственного регистраци­онного знака транспортного средства предусматривают штраф, общественные работы или до двух лет лишения свободы.

Что будет, если номер нельзя прочитать

Двигатель может лишиться номера не только по умыслу злоумышленников. Чаще маркировка становится нечитаемой под действием окружающей среды, вызывающей коррозию, или из-за ДТП. Тогда уголовная ответственность автовладельцу не грозит, но проблемы с регистрацией автомобиля всё равно будут — поэтому стоит заранее защитить место, где выбит номер, от внешних воздействий. Сотрудник ГИБДД, который совершает регистрационные действия, при нечитаемости номера сам не вправе делать выводы о причинах этого — поэтому он, скорее всего, направит автомобиль на независимую экспертизу.

Где проводят экспертизу номера

Её можно пройти бесплатно в региональном центре, прикреплённом к регистрационному отделу ГАИ. Процесс часто небыстрый — на экспертизу бывает очередь из машин. Чтобы сократить время ожидания, можно обратиться в коммерческую организацию, заключение которой будет стоить несколько тысяч рублей. Но в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Экспертиза в данной сфере не подлежит обязательному лицензированию, так что к выбору эксперта нужно отнестись очень внимательно. Ведь от его квалифицированного заключения во многом зависит дальнейшая судьба автомобиля.

Алгоритм действий назначении экспертизы следующий:

- ГАИ даёт направление на прохождение экспертизы. В нём будет указано место проведения исследований.
- Если вы согласны на прохождение государственной экспертизы, следует поехать в экспертную организацию и записаться на исследование.
- Если хотите пройти экспертизу в коммерческой организации, нужно сообщить о своём желании в ГАИ и получить соответствующее направление.
- Лучше попросить у инспектора доверенность на личное получение результатов экспертизы. При отсутствии такой доверенности заключение не отдадут вам в руки и направят в МРЭО почтой.
- До назначенной даты исследования автомобиль может остаться на стоянке ГАИ или же его отдадут вам на ответственное хранение. При этом передвигаться на машине запрещено, регистрационные действия в отношении неё не производятся.
- В назначенный день и время автомобиль доставляется к месту проведения экспертизы. Эксперты выполняют исследования и готовят заключение.
- С результатами экспертизы нужно вновь посетить МРЭО. Если в ходе неё установлено, что номер не был изменён или уничтожен намеренно (перебит/спилен), сотрудник ГАИ подготовит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
- С постановлением нужно отправиться в прокуратуру, дать письменные объяснения и оставить документы на рассмотрение.
- После рассмотрения всех материалов дела прокуратура вынесет решение. И если состава преступления действительно нет, вам отдадут утверждённое постановление с отказом в возбуждении уголовного дела.
- С этим документом можно возвращаться в ГАИ и регистрировать автомобиль.
- Если же эксперт установит, что номер изменён или уничтожен намеренно, инспектор ГАИ подготовит соответствующее постановление и материалы будут переданы в прокуратуру.
- Дальнейшее развитие событий зависит от того, какие оперативные действия будут предприняты МВД. В лучшем случае у вас изымут двигатель как вещественное доказательство, а в худшем — вы можете стать фигурантом уголовного дела.

Как проходит экспертиза

Процедура проходит в несколько этапов. Сначала обеспечивается доступ к осматриваемому элементу, для этого часть деталей на моторе может быть демонтирована. Затем исследуемую панель осматривают и, если маркировка действительно не читается или есть основания полагать, что она подвергалась изменению/уничтожению (неоригинальные шрифты, следы вторичной окраски, вмятины, следы ремонтных работ в непосредственной близости от номера и пр.), то поверхность могут подвергнуть механической и химической обработке (эксперт счистит краску и верхний слой металла, обработает поверхность реагентами). Это необходимо для установления изначального номера элемента.

Весь процесс снимают и фотографии прикладываются к отчёту. По окончании экспертизы все демонтированные элементы устанавливаются обратно и эксперты готовят заключение по итогу проделанной работы.

Как видите, весь процесс достаточно затратный и длительный, на прохождение всех инстанций может потребоваться несколько месяцев. А если по результатам экспертизы номер окажется «перебитым», всё рискует закончиться уголовным делом. Поэтому стоит внимательно проверить не только VIN, но и номер двигателя перед покупкой автомобиля.


Стоит ли покупать машину, у которой заменён мотор


Покупка автомобиля с «неродным» двигателем несёт в себе определённые риски. Но их серьёзность и последствия зависят от конкретного экземпляра. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций.

1. Факт замены двигателя не отражён в ПТС

Скорее всего, это означает, что вы — первый покупатель автомобиля после замены на нём силового агрегата. И вопросы у сотрудников ГИБДД по поводу «неродного» мотора возникнут именно к вам, при перерегистрации машины на ваше имя.

Поэтому ещё перед покупкой нужно разобраться, какой двигатель изначально был установлен на машине — «пробить» её комплектацию с завода можно по VIN-номеру. Ведь в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», относительно «безболезненно» можно заменить силовой агрегат только на аналогичный. Если модели снятого и установленного на его место двигателя отличаются, за разрешением на замену придётся походить по инстанциям. И официально передвигаться по дорогам общего пользования вы сможете нескоро.

Вне зависимости от того, какой именно двигатель установлен на машине на момент покупки, нужно проверить его происхождение. Для этого у продавца машины берут и документы, подтверждающие покупку запасного мотора. У него должны сохраниться договор купли-продажи, акт приёма-передачи, товарный чек или накладная, которые подтвердят, что двигатель был приобретён на законных основаниях. Или документы с таможни, если агрегат контрактный и был ввезён из-за границы. Отсутствие комплекта документов на ДВС — серьёзный повод насторожиться.

Такой двигатель может числиться «в угоне» или в залоге. Если факт залога на этапе покупки машины можно проверить хотя бы теоретически, то уголовное прошлое агрегата останется для вас загадкой вплоть до момента регистрации в ГИБДД. К сожалению, все базы, по которым можно проверить ДВС на «криминал», — закрытые.

И даже если регистрация автомобиля прошла успешно, а номер двигателя не вызвал вопросов — это не гарантия, что и дальше всё будет гладко. Мотор может оказаться с угнанной машины, данные о которой «всплывут» в розыскных базах уже после получения вами госномеров. В таком случае всё зависит от хода следствия, но крайне вероятно, что ваша машина отправится на штрафстоянку и забрать её оттуда можно будет в лучшем случае «бессердечной».

Наконец, могут возникнуть и проблемы с надёжностью, если двигатель на замену — с пробегом и, тем более, после аварии. Также придётся отдельно проверять качество установки мотора на штатное место.

2. Замена двигателя уже зафиксирована в ПТС

Если машина успела сменить хотя бы одного собственника после замены мотора или сам двигатель оформлялся как внесение изменений в конструкцию, то в ПТС будет отметка о изменении номера двигателя. Это означает, что сам факт замены вполне легален и установленный мотор машине подходит.

При этом все риски, связанные с «криминалом» и состоянием агрегата, такие же, как при покупке машины без отметки в ПТС — особенно если двигатель поменяли незадолго перед этим. Поэтому всё равно стоит попросить у продавца комплект документов на двигатель и работы по его установке.

3. Номер двигателя в ПТС отсутствует

На некоторые старые силовые агрегаты вообще не наносили маркировку. В этом случае в ПТС вполне законно в соответствующее поле будет вписано слово «отсутствует» или «б/н». Но бывает и так, что по факту номер на двигателе присутствует, однако в паспорте не отражён. Это может случиться по недосмотру сотрудников ГИБДД или при замене оригинального мотора «номерным». В любом случае стоит посетить МРЭО и внести информацию в документы. В случае с родным агрегатом при внесении изменений в ПТС ограничатся его осмотром, а контрактный двигатель проверят по розыскным базам. Если у вас есть документы, подтверждающие его покупку, лучше тоже захватить их с собой.

В общем, «неродной» мотор может осложнить жизнь автовладельцу. Но и однозначно отказываться от приобретения автомобиля по причине замены ДВС всё же не стоит. Если двигатель покупался новым или на него и работы по установке есть все документы, а техническое состояние не вызывает вопросов, то такую машину можно рассматривать к покупке.

Итак, совсем коротко

– Номер двигателя нужен для проведения сервисных работ и идентификации автомобиля. Как правило, он наносится на блок цилиндров — точное место расположения можно найти в технической документации.

– Изменение или уничтожение номера двигателя — уголовное преступление.

– При покупке машины с заменённым двигателем нужно внимательно изучить все документы на новый силовой агрегат. Если история двигателя «чистая», то проблем не возникнет.

– ДВС может не иметь номера с завода, тогда в ПТС будет соответствующая запись. Если номер у двигателя всё же есть, но не внесён в ПТС, это нужно сделать в МРЭО.

– Если номер двигателя не совпадает с номером в ПТС, изменения можно внести при следующем регистрационном действии. При этом в ГИБДД проверят, что агрегат не сняли с угнанной машины.

– Экспертизу номера двигателя проводят в случае, если есть подозрения на изменение или уничтожение номера, по направлению из ГИБДД. Результаты экспертизы направляются в ГИБДД для дальнейшего рассмотрения и оформления постановления.




Рассмотрим различные проблемы возможные при замене двигателя или покупке автомобиля с таким двигателем


У купленной машины другой номер двигателя: как поставить её на учёт?


Раньше двигатель являлся номерным агрегатом и не мог быть заменён без проведения регистрационных действий. Но потом процедуру упростили, хотя номер по-прежнему вписывают в ПТС. Надо ли обращаться в ГАИ при замене двигателя и поставят ли на учёт автомобиль с заменённым силовым агрегатом? Отвечает юрист.

«Хотел поставить машину на учёт. Выяснилось, что номер двигателя не совпадает с вписанным в ПТС. Что делать в такой ситуации?»


Юрист Юлия Цветкова: С 2018 года власти действительно не требуют оформления замены силового агрегата при выполнении ряда условий: совпадают тип двигателя, его модель (название и начало номера), а также характеристики. Но важно, чтобы новый двигатель не числился в розыске, а такое может быть, если он, например, снят с угнанного автомобиля.

То есть оформлять замену не нужно, но всё-таки желательно — чтобы документы совпадали с реальностью, и у ГАИ не возникало вопросов в будущем. Впрочем, сделать это может уже новый владелец при регистрации автомобиля на себя. Если двигатель куплен и установлен официально, то сотрудники ГАИ внесут необходимые изменения в ПТС и базы данных.

Делается это просто: нужно обратиться в ГАИ, предоставить паспорт, ПТС, договор купли-продажи двигателя (и автомобиля, если он только что куплен) и оплатить госпошлину. Автомобиль поставят на учёт и внесут новые данные в базу.

Изменения внесут (и поставят на учёт) и без договора на двигатель — если мотор, как номерной агрегат, не находится в розыске. Но если он потом окажется в розыске (например, в розыск подадут после регистрации машины с новым двигателем), то у владельца будут проблемы, как минимум — приостановка учёта до выяснения всех обстоятельств.


Купил двигатель с той же маркировкой и той же модели, но оказалось «он не снят с учёта»: как быть?


Оформить легально купленный и установленный мотор можно без проблем. Но если новый владелец не проверил номер двигателя перед покупкой машины, его может ждать неприятный сюрприз. Как быть, если номерной агрегат купленного автомобиля числится за другим, всё ещё стоящим на учёте транспортным средством? Отвечает юрист.

«Купил машину, у которой номер двигателя отличается от данных в ПТС. Двигатель покупался на "разборке". В ГАИ не могут поставить на учёт, так как двигатель с таким номером числится на машине, не снятой с учёта. Как быть?»

Юрист Юлия Цветкова: В данной ситуации автор вопроса проявил явную неосмотрительность. Именно он должен был заранее проверить все документы, а также поинтересоваться историей машины и её узлов. Если номер двигателя не совпадал с внесённым в ПТС, нужно было узнать у продавца причину замены, а также выяснить, есть ли документы на свежий агрегат. Если их нет, то лучше было отказаться от покупки.

Перерегистрировать такой автомобиль будет невозможно, и едва ли у нового собственника получится найти владельца машины, с которой сняли мотор — ведь он покупался на разборке. И пока этот двигатель числится за другим автомобилем, ГАИ не сможет оформить учёт. Единственный выход — ещё раз менять двигатель на купленный легально и оформлять эти изменения.


Замена двигателя на такой же, но с другой маркировкой: нужна экспертиза?


У одинаковых двигателей для разных рынков могут отличаться маркировка и характеристики. Хотя по сути это полностью взаимозаменяемые агрегаты. Но что скажет закон, если поменять один на другой? Отвечает юрист.

«Что делать, если поменяли двигатель на аналогичный, но предназначенный для Европы? У него отличается маркировка модели: вместо B20B пробито B20B8».

Юрист Юлия Цветкова: Рано или поздно узаконить замену всё-таки придётся. Например, перед регистрационными действиями после продажи машины. И в ГАИ всё будет зависеть от того, какое решение примет конкретный сотрудник. Не исключено, что новую и старую маркировки сочтут одинаковыми и обойдётся без экспертиз. Ведь при замене двигателя на аналогичный прохождение технической экспертизы не требуется.

Но формально эти маркировки разные, и сотрудник ГАИ может отправить вас на экспертизу. Особенно если у прежнего и нового двигателя отличается мощность. Но даже если основные характеристики те же, а вопрос только в маркировке, то формально всё равно надо подтверждать, что технические характеристики идентичны. В данном случае экспертиза, скорее всего, будет несложной.

Мощность двигателя в документах больше, чем на самом деле: как это исправить?


Ошибка в цифрах мощности двигателя в документах на машину может нанести серьёзный удар по кошельку — ведь от неё зависит величина транспортного налога. И иногда такие ошибки происходят из-за того, что у ГАИ не хватает достоверных технических данных на автомобиль. Как исправить неточность? Отвечает юрист.

«При перерегистрации автомобиля из ДНР на российский учёт эксперт указал в документах завышенную мощность двигателя и посоветовал обратиться к производителю, если я с этим не согласен. Можно ли теперь оспорить эти данные?»

Юрист Юлия Цветкова: В данном случае есть два пути. Первый — обратиться к производителю автомобиля с запросом по официальным каналам связи, указанным на сайте производителя, либо направить письмо почтой на юридический адрес. И производитель, в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», должен предоставить информацию о мощности двигателя.

Но если компания не имеет официального представительства в стране, то обращаться некуда, а отвечать на обращение, отправленное в офис в другой стране, никто не обязан. Поэтому придётся идти по другому пути — сделать за свой счёт экспертизу и использовать её результаты.

Проводят такие процедуры те же лицензированные лаборатории, которые занимаются оформлением изменений в конструкцию автомобилей. Найти их можно в любом крупном городе либо узнать адреса в местном ГАИ. Стоит такая услуга, в зависимости от требуемого объёма работ, от 10 000 рублей. Эта же лаборатория должна внести изменения в ПТС или ЭПТС. И уже после этого нужно снова обратиться в ГАИ — там оформят новый СТС и передадут сведения в налоговую.


С двигателя удалили номер во время ремонта: что делать?


С оформлением замены двигателя на аналогичный мы разобрались, но сейчас ситуация интереснее: двигатель остаётся прежним, но его номера больше нет. Как быть в такой ситуации? Отвечает юрист.

«При капитальном ремонте блока цилиндров будет удалён номер двигателя, возможности сохранить его нет. В ПТС номер двигателя указан. Смогу ли я поставить после этого машину на учёт и что для этого нужно?»

Юрист Юлия Цветкова: Регистрировать замену двигателя на аналогичный не нужно. Однако при постановке автомобиля на учёт сотрудники ГИБДД будут сверять номера, чтобы проверить, не внесены ли в конструкцию автомобиля несогласованные изменения (например, стоит более мощный мотор) и не установлен ли двигатель с угнанного автомобиля.

Чтобы поставить автомобиль на учёт после удаления номера двигателя, вам, скорее всего, придётся пройти экспертизу. Она докажет, что отремонтированный мотор соответствует штатному и не требует дополнительных проверок.

Но для начала нужно получить в сервисе документы о ремонте двигателя, в которых будет указано о невозможности сохранить его номер. Не исключено, что этого будет достаточно для сотрудников ГИБДД, а значит, проходить дополнительные проверки не потребуется. Впрочем, гарантии быстрой постановки на учёт это не даст, так как инспектор может отправить машину на экспертизу при малейших сомнениях.


И ещё один момент: если окажется, что без экспертизы не обойтись, перемещать машину можно будет только на эвакуаторе.

по материалам портала Авто.ру
30.05.24
5
0
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Вернуться назад
Комментарии (0)
  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив